СМО «STEAM – технология как развитие интеллектуальных способностей и вовлечение в научно-техническое творчество дошкольников через образовательные модули».
Проект
«Сенсорное развитие детей с использованием игрового набора «Дары Фребеля» »
О педагогической системе Фребеля узнала во время учебы, но работать по этой системе не довелось, так как наш детский сад не был материально оснащен. Но мне эта методика была очень близка и интересна. В детский сад «Гнездышко» я пришла работать совсем недавно и здесь я увидела игровой набор «Дары Фребеля». Мне захотелось поближе с ним познакомиться и применить его в своей работе.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для сенсорного развития, которое оказывает непосредственное влияние на формирование психики, общее развитие, успешность социализации. На этом основании можно говорить о важности сенсорного развития именно в дошкольный период. В этом возрасте важно не изолированно развивать определенные органы чувств, а формировать всевозможные сенсорные способности в процессе мыслительной деятельности.
Я разработала долгосрочный проект по сенсорному развитию детей с использованием игрового набора «Дары Фребеля».
Тип проекта: творческий, познавательно-игровой.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители.
Методы применяемые в работе :
· Игровой метод (дидактические игры).
· Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
· Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Формы организации деятельности: подгрупповая; индивидуальная.
От сенсорного развития детей зависит успешность умственного, нравственного и эстетического воспитания, то есть насколько ребенок слышит, видит и осязает окружающее.
«Дары Фрёбеля» позволяют в соответствии с ФГОС построить образовательный процесс. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности. Спектр действий со всеми образовательными комплектами не ограничивается методикой, предложенной Фрёбелем – педагог вправе проявить свое творчество и фантазию, использовать в соответствии с поставленными образовательными задачами тот или иной комплект или продумать их интеграцию, дополнить их собственными заданиями. Играя с «дарами», ребенок создает основу для абстрактного знания, пропуская через себя опыт об окружающем мире. Это естественный процесс в развитии любого ребенка, и в своих педагогических воззрениях Ф.Фребель лишь нашел способ отточить его.
Гипотеза проекта:
Если использовать дидактический материал «Дары Фрёбеля», то у детей развиваются: мелкая моторика, социальные и коммуникативные умения, познавательно-исследовательская деятельность.В данном опыте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка дошкольного возраста, так как усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Работа актуальна и поможет воспитателям расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Цель проекта: решение задач сенсорного воспитания дошкольников в условиях детского сада посредством игрового набора «Дары Фребеля», накопление представлений у детей дошкольного возраста о цвете, форме и величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются успешным условием овладения любой практической деятельностью.
Задачи поставлены для педагогов, детей и родителей.
Продукт проекта:
-Разработан перспективный план в котором
отобраны игры и пособия на развитие сенсорных навыков;
- консультации для педагогов ДОУ по теме проекта;
- разрабатываются конспекты НОД для
педагогов;
- планируется показ открытых НОД для педагогов ДОУ;
- открытое мероприятие для родителей по результатам проведенной работы;
- презентация для родителей опыта работы с детьми;
- Провела консультацию
для родителей «Почему необходимо развивать сенсорное восприятие ребенка»,
познакомила родителей с игровым набором «Дары Фребеля»;
- фотосушка «Играем с дарами», где будут представлены фотографии детей в ДОУ и в
семье с родителями.
Ожидаемые результаты:
Для педагогов:
- Использование в работе разработанной программы по сенсорному развитию детей дошкольного возраста с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля».
- Дополнение системы дидактическими играми и материалами.
- Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей среднего возраста.
Для детей:
– Повышение уровня сенсорного развития детей дошкольного возраста ( восприятия формы, цвета и величины). Формирования целостного образа предмета, ориентировка в пространстве и его восприятие, развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия.
Для родителей:
- Повышение психолого-педагогических знаний по сенсорному развитию детей .
На данном этапе я разработала перспективное планирование, подобрала игры для сенсорного развития детей, созданы карточки для самостоятельной работы детей. Работа с набором включает визуальное обследование «дара» как целого; свободную игру ребенка с «даром»; обыгрывание постройки и связь её с предметным и социальным окружением ребенка; самостоятельные постройки ребёнка из нового строительного материала; совместные постройки и с помощью педагога; строительство по образцу. Подбор комплекса игр с постепенным переходом от простого к сложному. Работа проводится индивидуально и по подгруппам в свободное от образовательной деятельности время. Дети с большим удовольствием играют с игровым набором.
Так как я только начинаю работать с этим набором , постараюсь стать постоянным участником СМО и взять на вооружение и использовать в своей дальнейшей работе полученный опыт коллег.
Желаю всем творческих успехов в работе СМО.
https://drive.google.com/file/d/1zoPlQrn_3KbNiAzsj7HSdM1mMNNO-WMB/view?usp=sharing
Презентация опыта работы для слушателей курсов повышения квалификации ИРООО